Формально книга – семейная сага, только очень философская семейная сага . Несколько главных героев проживают кусочек своей жизни. Все они связаны родственными узами – сводные братья и сестры (и двоюродные сводные, если так можно сказать). Кроме того постоянно рассказывается об их родственниках – отцах, матерях и дедах с бабушками. Фактически о том, как получились наши герои. А герои – разные. Один – бизнесмен, но фирма у него небольшая, а сейчас он путается в личной жизни – между женой и любовницей, второй – когда-то модный художник, а сейчас просто алкоголик. Третья – продавщица, не замужем, воспитывает сына, совершенно не желает иметь ничего общего с мужчинами. Среди их предков – снайперша во времена второй мировой, секретный физик, слушающий «вражьи» голоса, почти диссидент, но внутри себя, а еще – НКВД-шник в 37-м. И вот все они должны как-то примириться в нынешнем поколении. Героям предстоит найти что-то, что все эти противоположности сольет вместе. Впрочем, ответ, что же это за «что-то» у автора есть. Это семейные узы, родная кровь, которая выше всех возможных разногласий.
Книга начинается со смерти, а кончается рождением. В каком-то смысле, в книге описана жизнь между смертью и рождением, именно в таком порядке. Время полной неопределенности. Жизнь – это когда ты знаешь зачем живешь. Вот в конце книги герои прояснили для себя все смыслы и стали жить (хотя, один из них может физически и умереть, и тем самым книгу закольцевать), а пока нет понимания всех смыслов – это жизнь? Это какая-то граница между бытием и небытием, вода – как раз символ такой границы, смешения всего существовавшего и существующего. Воды в книге вообще очень много (точнее – образа воды, потому что фраза «много воды» о литературном произведении имеет совсем другой смысл). Тут и образ потопа, и образ Деда Мазая, как советского заменителя Ноя (но спасающего не всех, а только зайцев). И Христос, идущий по воде – тоже символ попирания смерти. Есть и колдун-мельник, которого утащил водяной черт. И видения в виде рыб, коряг и утопленников. И что-то из буддизма, и утробный звук из самых глубин тела при достижении оргазма (кстати, половых актов в книге много, с десяток, наверное, дума, что это тоже символично – между смертью и жизнью сплошной половой акт, а то жизнь не получится)
Вполне себе роман. Сюжетные нити сплетаются и расплетаются. Впрочем, они, нити, наверное, не сюжетные. Тут особо сюжета нет. Скорее это роман-созерцание и еще рассуждение. Немного жаль, что вся сложная величественная картина заканчивается в общем-то простым выводом: рожайте детей, крепите родственные связи и будет вам счастье. И это самое пресамое главное, а все остальное ерунда. Даже кажется, что если немного не дочитать до конца – то впечатление лучше останется. И еще не могу не отметить, что каждая отдельная глава-сцена выписана очень неплохо. Просто тут главы весьма самостоятельны, некоторые вообще можно воспринимать как отдельные рассказы или сказки.
А еще этот роман как-то очень в тему всем романам «Большой книги» этого ода. Но об этом, наверное, как-нибудь в другой раз.